«Быть, а не казаться»

Хороший девиз, который иногда звучит в терапии, и который при внимательном рассмотрении имеет несколько граней.

Первый вопрос, который можно задать — что такое «казаться»?
Это про персону, про ложное Я, про конформизм и желание соответствовать чьей-то оценке «правильно-неправильно»? Да, да, и да.
Человек рождается от человеков и в значительной мере формируется отношениями — взглядами, действиями и реакциями наших родителей и других значимых фигур. Родители первые отражают нам, какие мы. И мы принимаем это безоговорочно, по умолчанию: «значит, вот кто я, какой я». Это нормальный этап формирования идентичности, «фронтального «Я».

Ложное я формируется в тех отношениях, где меня таким, какой я есть, не принимают, и, наоборот, своими ожиданиями формируют личность, подходящую и удобную им. Здесь тонкая грань детско-родительских отношений. Родитель должен в некоторой степени ограничить дикую часть ребенка, адаптируя его к социуму. Но область приложения усилий здесь — ребёнкино поведение, поступки, а не его личность, суть. «Тебе не нужно менять себя, но тебе нужно уметь выбирать поведение, иначе у этого будут такие-то последствия, так уж тут (в семье, в племени, на этой планете) заведено». На деле в нашем нарциссически травмированном обществе эту грань видят редко. И юный человек получает послание на уровне более глубоком, затрагивающим его «Я». Он бессознательно делает вывод «Таким меня не примут, таким мне быть нельзя». И в этом месте формируется ложное Я. Это не осознанный выбор. Ни одно из этих посланий, взятых в кавычки, не звучит в голове, как мысль. Для ребенка это выбор без выбора, и это ложное Я принимается самим человеком за истинное.

Однако жизнь устроена мудро. Человек растет, развивается, вступает в другие отношения, за пределами семейного круга. И начинает в них раниться, и, если повезет, постепенно прозревать, осознаваться. Здесь-то и появляется возможность увидеть свой ложный фасад, увидеть свои адаптации и защиты (слава богу, не все сразу, а постепенно). И вместе с этим появляются другие вопросы, подсвечивающие другие грани фразы, от которой мы в этом тексте пляшем:

«А что такое быть вообще-то? Какой я, когда не пытаюсь казаться? Кто там, за этим фасадом?.. Кто я?» И честный ответ на все эти вопросы — «я не знаю».

Когда в той или иной форме человек произносит слова — «Я не знаю, кто я на самом деле», обычно он испытывает замешательство, горечь, сожаление, разочарование. (Знаю по себе и по опыту консультирования). Если в этот момент я рядом, во мне возникает много сочувствия, которое я, как правило, в подходящей форме выражаю, поддерживая хрупкое человеческое существо в этой непростой точке его жизненного пути.

Но есть и другая часть меня, которая в эти моменты внутри меня кричит «Да! Ура! Мы снова здесь! Наконец-то это происходит!». Она прыгает на руинах ложного фасада (неважно чьего) и празднует освобождение. Она знает, что всё самое интересное начинается из точки незнания.

«Кто я?» — Как это вообще можно понять, если не через отражение в глазах другого, как мы уже проходили в детстве? Кто я? — это даже не грань. Это вопрос ребром, уводящий за пределы обусловленности маленьким я, имярек, этой сформированной родительскими взглядами и социальными рамками личностью. Здесь приходится разворачиваться внутрь и работать с тем, что есть. С телесным дискомфортом, со сложными эмоциями, отвергнутыми частями Я, иногда травмой и с экзистенциальной тревогой. И здесь приходится учиться опираться на себя, без оглядки.

Чему же так радуется та, которая скачет по руинам? Что она празднует? Она празднует жизнь во всей её сложности, в безграничном объеме, многомерности и глубине. И что немаловажно, она верит, что мы справимся. Каждый и каждая из нас справится. Ну, как-то справится, со своей скоростью (может, и не в этой жизни — добавляет она). Собственно, за тем мы сюда и пришли — понять, кто мы. И это вопрос не только философии, но и практики.


Группа с анонсами регулярных открытых занятий: https://t.me/+xy8Z7gwtGpY0ZGQy

Иллюстрация: Solly Smook

Оставьте комментарий