Мудрость эмоций. На стыке терапевтического и созерцательного подходов

Тезисы выступления на 22-ой ежегодной конференции Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТТП) в Казани. Октябрь 2023

• эмоции — это постоянная данность нашего субъективного опыта, доступная для познавания посредством интроспекции (внимание к внутреннему)


• эмоции имеют экспрессивную составляющую, проявляются вовне, несут социальную нагрузку, пронизывают пространство отношений и создают связность «мы» (внешний аспект)


• паттерны эмоционального реагирования являются частью нашей человеческой природы и обусловлены факторами личного развития (семьей, культурой)


• в терапевтическом контексте эмоции являются и предметом работы, мишенью для изменений, и одновременно – маркерами успешности процесса исцеления


• частично это происходит за счёт создания в терапевтическом пространстве психологического контейнера для перепроживания травматичных событий и перепрошивки паттернов эмоционального реагирования. Терапевт создаёт собой особые условия для формирования наблюдающего Я клиента или участников группы, давая клиенту возможность дистанцироваться от всепоглощающей эмоции или распознать подавляемую эмоцию, в ходе чего эмоциональное переживание интегрируется в психику более конструктивно


• целью работы с эмоциями в терапии является увеличение способности клиента оставаться в контакте со своей эмоциональностью, не сливаясь с ней и не диссоциируя, но выдерживая эмоцию и имея гибкость в выборе способа ее отреагирования. Подходящая метафора — русло, направляющее поток реки


• интервенции, помогающие двигаться по направлению к этой цели варьируются в зависимости от подхода, но имеют общие черты (опираюсь на концепт «треугольника благополучия: разум-мозг-отношения» Д. Сигела; можно также воспользоваться моделью 4 квадрантов интегральной теории Кена Уилбера и заменить разум на верхне-левый квадрант, мозг на верхнем правый, и нижний левый — отношения)

В домене «Разум»
А) обозначение эмоции, знакомство со своей специфической реакцией,
Б) нормализация и поиск сострадательного отношения через понимание причин такой реакции,
В) изучение способов саморегуляции, отработка навыков, использование экспрессивных техник
Г) проработка более глубоких причин возникновения эмоции (травмы, комплексы)

Домен «Отношения»:
А) выработка реалистичного, конструктивного отношения к эмоциональным проявлениям других людей,
Б) изучения способов конструктивной коммуникации, экологичного выражения эмоций

Домен «Мозг»
А) Поверка и регуляция физиологических факторов, влияющих на эмоциональность, включая подбор медикаментозного лечения при необходимости

• Джон Уэлвуд описывает процесс трансформации эмоции в терапевтическом контексте как движение от более поверхностной грубой, захватывающей эмоции к «более широкому непосредственному ощущению», помогающему освободиться от неконструктивных шаблонов.

• говоря о созерцательном подходе к эмоциям, необходимо обозначить, что цели практикующего могут сильно варьироваться и в некоторых случаях совпадать с терапевтическими. Медитация осознанности/майндфулнесс выполняет 80% задач, обозначенных выше в домене «Разум» и используется во многих терапевтических подходах


• однако созерцательный подход может идти глубже, имея своей целью не только изменение в лучшую сторону качества жизни индивида, но трансформацию его самосознания. Иначе говоря, целью может быть переход по спектру сознания от сугубо личностного в над-личностное измерение, превосхождение отождествления с эго-структурой и проживание более тонких состояний сознания вплоть до недвойственного единства


• в этом подходе, в отличие от терапевтического, внимание не уделяется контенту эмоционального переживания, а фокусируется на разотождествлении и выдерживании любой эмоции в пространстве сознавания. Эмоциональную боль/переживание можно сделать обьектом наблюдения, как физическое ощущение.


• здесь, к сожалению, можно попасть в ловушку так называемого духовного избегания (термин Дж. Уэлвуда); когда эмоциональная жизнь игнорируется как часть иллюзии (относительная истина), превозносится невозмутимость и отстранённость от эмоций в стремлении к познанию абсолютной истины.


• более целостный взгляд предлагается в тантрическом буддизме, где эмоциям приписывается изначальная мудрость. Эмоция является грубым проявлением энергии более тонкого порядка, и через мудрое отношение и проживание эмоций мы можем использовать их как порталы к «чистому чувству жизни» (терминология Дж. Уэлвуда)


• у практиков, интегрирующих буддистские воззрения с современными знаниями о психологии, мы можем встретить описание трёх ступеней сближения с эмоциями


1) эмоция-враг. на первой ступени нам действительно необходимо тренировать способность дистанцироваться от эмоции, укреплять наблюдающее Я, противостоять тенденции к слиянию с эмоцией и прглощению ей;


2) эмоция-друг. на втором этапе мы можем выстраивать с эмоцией более близкие отношения, распознавая в ней друга, принёсшего благую весть. На этом этапе может происходить трансформация первичной эмоции в более обширное чувство, как это происходит и в терапевтическом процессе. Примерами таких адаптированных практик могут быть «чаепития со сложной эмоцией» Тары Брах или «Рукопожатие с чудовищами» из книги Цокньи Ринпоче и Дэниела Гоулмана


3) эмоция — изначальная мудрость. На третьем этапе Мы привносим трудные эмоциональные состояния на путь духовного пробуждения. Джон Уэлвуд называет эмоции «кровью эго». И если мы способны осознать эту метафору, мы можем использовать эмоциональные переживания, раны и «дыры» нашего маленького, ограниченного Я для перехода в пространство открытого сознавания, более ясного, просторнооо, сострадательного и мудрого.


• два возможных пути попадания на третью ступень:
1) отпускание и расслабление на все более глубоких уровнях (дзогчен)
2) проживание непосредственной энергии эмоции, сдача (тантрический буддизм); так же может быть познан через архетип печи, горения (юнгианская психология).

Оставьте комментарий