Есть разные способы описывать при помощи концепций и метафор то, что такое сознание и человеческая психика и как их можно осмыслять. Эти объяснения — лишь карты, которые указывают на какие-то важные аспекты нашей внутренней территории, познаваемой нами в прямом опыте. Одна из таких полезных метафор — идея об уровнях глубины сознания. Она используется, например, в когнитивно-поведенческой терапии, которая работает с мышлением.
⠀
Работая в этом методе, можно взять любую поверхностную «автоматическую» мысль и дальше серией углубляющих понимание вопросов («А что это для меня значит?») прийти к глубинным установкам. Эта техника называется «падающая стрела»: внимание здесь пронзает уровни сознания от поверхностного к глубинному. И на глубине обнаруживается цель работы — убеждение о себе, о других или о мире, которое было сформировано в раннем возрасте. Терапевт помогает клиенту извлечь убеждение на поверхность сознания, чтобы его изменить или адаптировать для улучшения качества жизни клиента.
⠀
Проходя обучение этому виду терапии, я поняла, что углубляющие вопросы, когда я нахожусь в роли клиента, вызывают у меня скорее недоумение. Всё же и так (почти всегда) понятно — откуда «растут ноги». И довольно быстро я сообразила, почему у меня так: 10 лет созерцательных практик сместили «центр тяжести» моего внимания в сторону большей глубины, он там по умолчанию. Как это получается, блестяще описал в своей книге «Естественное избавление от боли» Шинзен Янг, используя метафору леса.
«Ум обладает фрактальной структурой, подобно растениям. Если мы срежем кроны высоких деревьев, то увидим промежутки между ними, а также более мелкую растительность.
Неявную обработку можно описать ещё как «зародыши» мыслей, или досознательный процесс. Хотя он слишком быстротечен, чтобы наблюдать его конкретное содержимое, мы можем распознать его уровень активности – как он ускоряется и замедляется, становится более или менее интенсивным, – от момента к моменту. По мере того как мы наблюдаем за волновыми свойствами этого процесса, позволяя ему просто «делать свою работу», он постепенно разблокируется и становится всё более текучим.
Когда это происходит, глубинные уровни подсознательного мышления активизируются и становятся подобными энергетической волне. Это приводит к двум благоприятным эффектам: во-первых, это высвобождает нашу интуицию, и новые прозрения возникают прямо из текучей структуры подсознательных процессов, без необходимости обрабатывать их вначале на сознательном уровне.
Во-вторых, процесс неявной обработки является, как правило, непрерывным, и в этом смысле наблюдать за ним даже проще, чем за словами и образами, поскольку слова и образы возникают более спорадически и мимолётны по своей природе. Мы можем направить наше внимание на непрерывный поток неявной обработки, что позволит переживать подобную волне вибрационную природу мышления».
Вот и получается, что приучая своё внимание заныривать под «кроны» мыслей и пребывать в непрерывном потоке досознательной и довербальной «глубины» сознания, практикующие медитацию получают доступ к более глубоким слоям психики в фоновом режиме. Появляется более тонкая чувствительность и, что немаловажно, устойчивость и доверие к этой «глубинной» информации. Потому что глубина есть у каждого, а вот способность в нее погружаться осознанно достигается тренировкой. В медитации — самостоятельной, в терапии — с поддержкой. И это основа доверия себе и миру.