
Очень Темное Место – это точка боли, отчаяния, отверженности, невыносимого и невыразимого одиночества, в которой в тот или иной момент жизни оказываются многие. В этой точке мы чувствуем себя крайне уязвимыми и изолированными от всего прекрасного, что есть в мире. И, конечно, из этой точки тьмы нам хочется выбраться туда, где есть свет.
⠀
Мы ждём, что свет появится снаружи и направляем внимание вовне: иногда просто стараемся развеяться, переключить внимание со своей неудовлетворённости на те места, где посветлее. Часто мы с упоением погружаемся в анализ, отчего с нами всё именно так, погрязаем в болоте поиска причин своего состояния. Иногда продолжаем функционировать в нем день за днём, осознавая что мы всё ещё во тьме и не в силах оттуда выйти.
⠀
Наверное, самое неприятное, что со мной случалось — это проснуться в таком состоянии во мраке декабрьского утра. Осознать эту тьму с наружи дополняющей тьму внутри. Если вы сейчас там — знайте, что это место уже отлично обжито, просто мы не видим в нем друг друга.
⠀
Парадоксальный выход из этой ситуации состоит в том, чтобы перестать ждать свет снаружи. Но поскольку внутри его по ощущениям тоже нет, нам понадобится метафора. А именно этот симпатичный парень на фото. Его зовут Гоубоководный Удильщик, и он всю жизнь проводит в кромешной тьме. Однако. У него есть свет (опустим подробности, зачем он ему, красота метафоры требует жертв). Он несёт перед собой маленький фонарик, который освещает лишь малую толику тёмного пространства. Но этот свет — часть самого Удильщика. Это то, что принадлежит только ему и то, чем он может управлять.
⠀
У каждого из нас тоже есть такой фонарик. Это свет нашего сознания. Простая способность направлять на что-то внимание и принимать ответ. И в кромешной тьме то немногое, что действительно важно — знаем ли мы о нем и куда направляем.
Самое ближайшее и простое — осветить им, что ощущается внутри. Во тьме при первом приближении мы замечаем, что нам больно, что есть ощущения дыры в груди, кола в спине, гири на сердце или чего угодно, причиняющего явный дискомфорт. В этот момент важно не сбежать, а остаться вниманием с этим местом, продолжать светить в него.
Есть телесное переживание боли. Возможно, есть наша интерпретация, что это за боль — образ или название эмоции, которая делает с нашим телом это. И есть мысли на этот счёт.Вероятно, есть так же сопротивление, нежелание соприкасаться с этим болезненным переживанием. Оно проявляется как напряжение и сжатие тела в одном или нескольких местах или целиком. И как хоровод мыслей, уводящих нас от этого ощущения.
В этот момент полезно бывает вспомнить, что источник света в природе часто ещё и источник тепла. То, что мы заметили своё страдание и то напряжение, которое оно создаёт в теле, даёт нам возможность смягчиться и это напряжение отпустить. Думать при этом не обязательно.
Можно представить, что вы как Глубоководный Удильщик вдруг проглотили свою собственную наживку и свет теперь освещает всё пространство у вас внутри, одновременно согревая и смягчая его.
Всё ваше тело постепенно отогревается и расслабляется, даже вокруг болезненных мест. Боль не уходит, но и мы не уходим от боли. Мы можем быть с ней, освещать её, с каждым выдохом чуть более смягчаясь везде, где можем смягчится.
Просто быть с тем, что есть, и не сопротивляться. И в какой-то момент, обнять себя мысленно или физически за плечи. Или положить руку туда, где сейчас было больно. Вдохнуть и выдохнуть благодарно. И поплыть дальше.