Это всё о связях. Связях внутри и связях снаружи. Интеграция, путь к целостности — это постоянный процесс выделения отдельных частей и связывания их в одну сеть. Это универсальный принцип, разворачивающийся на любом уровне.
⠀
В сфере межличностного связь — это отношения. Для здоровых отношений важно осознавать границы себя и другого, но так же видеть и нашу соединенность, взаимозависимость, связность. Я люблю смотреть на отношения как канал, провод или трубочку, по которым в обе стороны движется поток энергии и информации от человека к человеку, от сознания к сознанию, от сердца к сердцу. Это связь.
⠀
В сфере внутри-личностного, психики мы так же можем выделять и интегрировать разные части. В нас одновременно сосуществуют ребёнок и мудрец, отец и мать, мужское и женское, уязвимое и всесильное…
⠀
Умение видеть эту сложность, выделять эти части – прерогатива осознанности. Она подобна разделяющему мечу, который необходимо затачивать регулярно. Способность связать эти части в целое, принимать и объединять их в своём Я – это функция любви и сострадания, само-сострадания в том числе. Его тоже можно развивать.
⠀
Любовь — это соус, соединяющий раздельные ингредиенты в один салат. Это тот сок, который течёт по проводам, из которых соткана наша природа, который связывает раздельные части в гибкую структуру, ткань. Сострадание, в основе которого лежит мудрость и понимание себя и другого, — это то, что делает связи прочными, но гибкими, а отношения здоровыми и адаптивными.
⠀
Движение к целостности — это включение всё большего количества частей и выстраивание связей между ними в пространстве своего сознавания.
⠀
Я дочь, я мать, я тело, я сознание, я психолог, я поэт, я та, что делает вдох и та, что делает выдох, я маленькая и слабая, я хочу на ручки, я та, чьё сердце и объятья всегда открыты, я беру на ручки себя, тебя, всех, по одному в мгновение. Я – любовь.
«Затачивать меч осознанности»

Эта красивая фраза обозначает конкретные практические действия. В отношении нашего субъективного опыта — всего того, что происходит в пространстве нашего сознавания — практика внимательности делает именно эту работу.
Даже если мы просто садимся наблюдать дыхание, в процессе мы быстро обнаруживаем, что постоянно отвлекаемся на многие другие стимулы:
- неудобно сидеть (ощущение тела),
- скучно (эмоция),
- «Что там у меня дальше по плану сегодня?» (мысль),
- «Блин, я даже за дыханием минуту понаблюдать не могу, какое же я чмо» (мысль + оценка + эмоция = привычный паттерн реагирования)
Часто медитация на этом и заканчивается. Либо человек продолжает практику сосредоточения, просто наблюдая все отвлечения как поток информации, от которого необходимо отталкиваться, тем самым укрепляясь в позиции нейтрального наблюдателя, способного держаться изначального намерения осознавать своё дыхание.
⠀
Однако даже переводя внимание с отвлечений, мы осознаем их. Сталкиваемся с ними, не анализируем, но и не избегаем. Если мы идём дальше практик концентрации, мы можем делать все эти модальности — телесные ощущения внутри и снаружи, эмоции, мысли — объектом практики.
⠀
Осознавая ощущения как ощущения, эмоции как эмоции, мысли как мысли, мы совершаем то самое разграничение: во-первых, мы сами уже не мысли и не ощущения, а тот, кто их наблюдает, во-вторых, мы видим их всё более ясно и четко как отдельные феномены.
⠀
И одновременно с этим мы начинаем видеть их взаимное влияние, связность:⠀
- Эмоции проявляются телесно. Отпуская напряжение в теле, мы отпускаем и эмоцию.
- Мысль может быть как следствием эмоции, так и её триггером. И её тоже можно отпускать.
- Мы осознаём свои привычные паттерны реагирования, мы можем со временем выбирать другие способы.
Так практика запускает процесс интеграции ежесекундного опыта и ложится в основу позитивных изменений в отношениях и жизни в целом.
Соединение: плетем сеть

Второе крыло процесса интеграции — умение связывать раздельные части в гибкую, адаптивную, последовательную и живую структуру. Мне это видится плетением сети или ткани.
⠀
И если в практике сосредоточения мы научаемся это делать относительно своего внутреннего мира, то практики открытого сознавания позволяют нам развернуть этот процесс изнутри наружу. Со временем мы можем единомоментно соединять в пространстве своего сознавания всё большее количество феноменов, как бы обнимая их своим вниманием. Мы можем чувствовать единение с природой, со своим домом, шумной улицей и с другими людьми.
⠀
Особенно трепетно я отношусь к сфере подобного раскрытия к соединению именно в сфере межличностного. К сожалению, многие (если не сказать большинство) из нас травмированы именно в отношениях, часто в самых ранних. Такие травмы порождают чувство обособленности, внутреннего одиночества, отсоединённости от других людей. Одновременно с этим мы отсоединены и от своей самости и подлинной силы. Травма капсулирует нас в состоянии, когда наше чувство связи с другими и с собой весьма ограничено.
Практики развития дружественности, сострадания, в том числе внутреннего сострадания, сопереживания самому себе работают на то, чтобы постепенно уменьшать эту разделённость и всё больше ощущать и проживать естественную связность всего живого и неживого.
Устанавливая глубокий и прочный контакт с собой, а затем разворачивая это качество внимания на других людей мы открываемся чуду МЫ. Дэниел Сигел даже ввёл прекрасное обозначение MWE (Я+МЫ в одном).
⠀
Вероятно, этот процесс раскрытия к соединенности и цельности имеет бесконечный потенциал. По крайней мере, в моем опыте сакраментальное «а что так можно было?» звучит всё менее удивленно с каждой новой ступенью, открытием к новым состояниям устойчивости и поддержки. «Да, Аня, так можно, и будь готова узнать, как ещё можно», — примерно так я слышу это со стороны Вселенной. И всё, что нужно – довериться процессу и просто продолжать практику и движение к целому.