Сколько раз в день мы в той или иной форме говорим своим детям «нет»? Я пробовала посчитать — получилось около 50. Это и предупреждающие просьбы куда-то не лезть, и чёткие правила «так делай, а так не делай» и жёсткое «НЕТ» на очередную просьбу о мультике или конфете. «Нет» помогает нам выстроить границы, оберегающие безопасность ребёнка и одновременно вписывающие его в нормы взрослого мира.
Но каково же ребёнку живётся в этом коконе бесконечных «нет»? Нейробиолог Эндрю Ньюберг и профессор Марк Роберт Вальдман, авторы книги «Слова Могут Изменить Ваш Мозг», говоря о последствиях ответа “нет”, напрямую связывают реакцию на это слово с выработкой гормонов стресса. Даже если многочисленные «нет» произносятся во благо ребёнка, его организм каждый раз испытывает неприятную встряску. На бессознательном уровне каждое «нет» родителям — маленькая угроза привязанности и чувству безопасности ребёнка.
Я встречала разные советы насчёт того, как родителям смягчать этот эффект. Например , можно на уровне слов «упаковывать» запрет в обёртку «да». То есть любое предложение начинать с согласия с чем угодно (например, «да, я вижу, что ты очень хочешь конфету… да, ты сможешь взять её в следующий раз…») и только потом добавлять ограничение. Это хороший совет, и я периодически к нему прибегаю. Но есть и другой интересный взгляд на этот вопрос.
Мы можем без опаски говорить ребёнку «нет» и выставлять ограничения, если уверены, что на самом глубоком уровне мы всегда говорим ему БОЛЬШОЕ ДА.
Отношения с человеком, в том числе маленьким, складываются из маленьких единиц коммуникации, и часто это даже не слова: это взгляд, тон голоса, формулировка с издевкой или без, заботливый или одёргивающий жест… И критически важно, что мы при этом транслируем по отношению к самой сути человека: это ДА или это НЕТ?
БОЛЬШОЕ ДА вырастает из полного принятия ребёнка как уникального и самобытного человеческого существа. Чудесного уже за счёт факта своего появления на свет, обладающего правом на счастливую жизнь и свой путь. В парадигме Гордона Ньюфелда это называется приглашением ребёнка в жизнь.
Это БОЛЬШОЕ ДА не отменяет множества маленьких «нет», которые мы произносим в процессе выращивания этого удивительного цветка жизни. Эти «нет» необходимы ребёнку в той мере, в которой нежному ростку нужны подкормка и подпорки на стадии становления.
Но они будут иметь смысл если наш цветок сгрет светом и тёплом безоговорочного ДА безусловной любви на самом глубоком уровне. Если это ДА сквозит и просачивается в мимолётных взглядах, наполненных истинным благоговением. Если оно толкает нас на стихийные объятья и щекотания.
Если оно пробивается в усталом, но любящем голосе, в пятый раз напоминающем, что пора чистить зубы, а то мама заснет и не сможет почитать, вместо того, чтобы рявкнуть и построить всех по струнке.
Печальный факт в том, что многие из нас по умолчанию не транслируют детям такое ДА, потому что сами его никогда не считывали. Получали придирки, сравнения, тревогу, что с нами что-то не так… что угодно, кроме тотального принятия и радости совместного бытия.
Тем интереснее открывать в себе эту способность, эти чувства к ребёнку. Не легко, нет, но удивительно.