Практики осознанности и теория привязанности

Говоря о своей сфере интересов, я часто выдаю такую формулировку: меня интересуют родительство и осознанность, но особенно та область, где эти сферы пересекаются. Довольно обтекаемая фраза, согласитесь. Особенно, если учесть, что как под родительством, так и под осознанностью может подразумеваться масса вещей.

Для наглядности мы можем представить всю совокупность значений слова «осознанность» как множество, обозначенное синим кружочком, а аналогичный красный кружок возьмём для множества значений понятия «родительство». Совместив хотя бы на немного эти два кружочка, мы получим фиолетовую… лодочку, в которой окажется масса животрепещущих вопросов: начиная от того, насколько родитель отдаёт себе отчёт в том, какое влияние его модели поведения оказывают на ребёнка, и заканчивая тонкостями вроде адаптированных практик осознанности, которые можно делать вместе с детьми.

Но есть в этой области пересечения одна тема, которая по важности перекрывает для меня все остальные. Продолжая аналогию с плавсредством, я бы сказала, что это двигатель, вечно бьющееся сердце лодки осознанного родительства. Эта тема – как на глубинном уровне практики осознанности и внимательности перекликаются с теорией привязанности.

Эта тема – как на глубинном уровне практики осознанности и внимательности перекликаются с теорией привязанности.

Что такое привязанность?

Я для себя интуитивно определяю привязанность как связь, реализующуюся в чувстве близости, принадлежности. На самых ранних этапах развития – это витальная потребность: чувствовать, что есть кто-то, кто о тебе позаботится, потому что без этого «кого-то» человеческий детёныш не способен выжить. Потом эта связь усложняется, как будто цельная нить, связывающая ребёнка с заботящимся взрослым, расщепляется на составляющие – в какой-то момент туда включается не только чувство физического и эмоционального комфорта, но и реакции значимого взрослого на те или иные способы поведения, затем — на слова и суждения. И если с этими связями все в порядке, если они прочны на всём пути развития, затем они истончаются, мягко отпадают, заменяются другими ниточками, связывающими человека с большим миром, с другими людьми, и он готов получать по ним ту же питательную смесь из принятия, уважения и любви, так же как передавать по этим «проводами» свои.

Если же на каком-то этапе установлению безопасной привязанности что-то мешает, и психика ребёнка вынуждена формировать защиты – закрываться, сматывать свои ненапитанные ниточки внутрь, перепаять, закупорить разрубленные опытом насилия связи, чтобы не испытывать этой боли в будущем. Вместе с этим теряется базовое доверие к миру, не устанавливается полный открытого любопытства контакт с реальностью и не течёт энергия по ниточками-проводкам. Человек живет, функционирует, но по какой-то своей, индивидуально приспособленной к миру, схеме.

Впервые мое внимание на эту тему обратила книга Дэниела Сигела «Внимательный мозг». В ней очень подробно и научно Сигел (психиатр, нейроученый и специалист по привязанности) рассказывает о процессах сонастройки и резонанса, которые разворачиваясь между людьми «вовне» с помощью системы зеркальных нейронов, позволяющих успешно считывать состояния и предвосхищать действия другого, как раз обеспечивают безопасную привязанность между взрослым и ребёнком. Те же самые нейронные контуры задействуется и в практике внимательности, только в этом случае внимание разворачиваются «внутрь». Избавлю вас от чтения научных терминов. Вот вкратце о чем абзац выше:

Внимательность можно рассматривать как способ развития безопасной и здоровой привязанности к самому себе.

Я готова перечитывать эту фразу снова и снова, поскольку она вызывает во мне целый букет чувств: ясность мгновенного озарения, радость узнавания и вздох облегчения.

Благодаря практике я чувствую как мой внутренний ребёнок и внутренний взрослый перестают бороться за жилплощадь и могут одновременно уживаться внутри меня, разматывать вместе те ниточки и связи, которые в силу обстоятельств были смотаны, запрятаны, укорочены и обрублены. Смотреть, как они могут по-новому связываться с миром, понемногу пробившись сквозь крепкие защиты прежних привычных реакций: неуверенности, страха, стыда. Восстанавливать более полный контакт с реальностью, более живое чувство присутствия, более полной включённости в настоящий момент.И из этого состояния безоценочного, любящего принятия самого себя закономерно становится все проще безоценочно и любя принимать другого. И что особенно ценно – своих детей. И тут круг замыкается, лодка родительской осознанности смело встаёт на курс в открытый океан жизни, без опасений попасть в шторм из воспитательных коллизий и драм. Появляется уверенность и чувство опоры, ведь в этой точке, откуда заботливое внимание направляется и наружу, и внутрь, найдутся ответы на все вопросы, нужно просто поддерживать с ней связь, не забывая обновлять, «зачищать контакт» во время практики.

Анна Кожара

для блога «Бусинки мудрости» Центра Медитаций MindUp

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s