Дэниел Сигел: как помочь детям справиться с трудными эмоциями

Это конспект выступления Дэниела Сигела на конференции Happily Family: the way of the mindful parent в мае 2018 года.

Разговор начался с обсуждения одного из аспектов книги The Yes Brain (которую на русский пока не перевели, и я могу только догадываться, каким будет перевод названия), а именно то

Как связь между родителем и ребенком помогает понять, что именно сейчас ребенку нужно — чтобы его подтолкнули к решительному действию или, наоборот, чтобы успокоили, обняли, поддержали.

«Does he need pushin’ or cushion» — дословно «нужно ли его подтолкнуть или подложить ему подушку» (Сигел обожает игру слов, рифмы и акронимы, потому что знает, что так мозг лучше запоминает информацию).

Настоящее искусство родительства — видеть разум ребенка за поведенческими проявлениями. Здесь не может быть готовых рецептов. Есть конкретный ребенок и его конкретная ступень развития.

Пример: четрыхлетняя дочка на дне рождения боится и не хочет прыгать вместе со всеми на батуте, который она видит в первый раз. Вы ей говорите «Давай, ты сможешь», но она только крепче вцепляется в вашу ногу.

» Есть родители, которые просто возьмут ее за плечи и втолкнут на батут.

» Есть те, кто скажет «Ок, это соврешенно нормально. Не хочешь — не надо».

» Мы (имеется в виду сам Дэниел и его соавтор по родительским книгам Тина Пейн Брайсон) предлагаем вам задаться вопросом, что это поведение говорит нам о состоянии девочки. Мы знаем, что это в ее характере — стесняться в ситуации, когда она сталкивается с чем-то новым, в отличие от ее брата, который уже вовсю прыгает на этом батуте.

В этой ситуации мы хотим, чтобы она усвоила несколько уроков.

Первый: она может прыгать на батуте. Второй: она может бояться и сомневаться, и при этом, пройдя через этот страх и сомнения, попробовать что-то новое. Третий — она может понять из этого опыта, что ее эмоциональная жизнь важна и страх ее не парализует.

Так что когда все дети устремляются есть именинный торт, вы, настроившись сами на то, чтобы не смущаться косых взглядов («эй, что не так с этой семейкой?»), спрашиваете дочь, хочет ли она попробовать пойти на батут сейчас. И она говорит «да», и вы заходите на батут вместе с ней, сажаете ее на колени и стараетесь воодушевить ее. Она встет, вы держите ее за руку, вы предлагаете ей согнуть коленки, и сами пружините стоя на коленках рядом, и специально падаете, показывая ей, что это не страшно и весело. И когда вам обоим уже весело, вы говорите «Смотри, тебе было страшно или тревожно (эти чувства важно назвать правильно), ты осмотрелась, попробовала и терперь видишь, что это здорово. Хочешь теперь пойти съесть торт?».

Таким образом вы удовлетворяете все потребности своей дочери — она получает навык, а вы предоставляете и поддержку (стоя с ней рядом на ее уровне, всё проговаривая и не форсируя события) и подталкиваете (приглашая попробовать, балансируете сами, падаете, демонстрируете безопасность).

В этом примере использован отражающий диалог (reflective dialog), который помогает ребенку изучить его собственный майндсайт (mindsight — это термин, придуманный Сигелом, и уже успешно распространившийся — это тип сфокусированного внимания, позволяющий разглядеть механизмы работы нашего собственного сознания). Вы используете точные слова, сочувственные, спокойные интонации и знакомите детей с природой ума, называете их чувства (при условии, что сами осознаете их), помогаете создать словарь ментальных состояний — мысли, намерения, изумление — вся мысленная активность. Это так же важно, как навык прыганья на батуте.

Такие сложные моменты с детьми — на самом деле прекрасная возможность для их развития.

Вопрос ведущего: как сделать, чтобы эти задачи — привнесение отражающего диалога и использование каждого трудного случая для развития — не стали еще одним ярмом на родительской и без того перегруженной шее, ещё одним обязательным «надо».

Дэниел рассказывает, что как раз на днях вел родительскую секцию на конференции, и там одной из главных тем была такая: как освободить родительство от всех этих бесконечных должествований. Сейчас модно говорить «Откажитесь от всех ожиданий и позвольте своему ребенку просто быть вашим ребенком». Дэниел очень уважает такой подход и особенно освобождающее чувство, которое стоит за этим.

Другим важным вопросом было обсуждение научного обоснования стратегий, которые способствуют развитию в детях жизнестойкости (resilience — очень популярный в воспитательной теме термин — гибкость + устойчивость, способность быстро восстанавливаться), которая позволит им процветать, в противовес стратегиям, которые не приводят к таким положительным результатам. Дэниел убеждён, что для выбора правильной стратегии родителям следует изучить научные данные. Это не еще одно должествование для родителя, это призыв к разуму родителя обратиться к данным, на основе которых можно выстроить родительскую воспитательную стратегию. И эти данные говорят о том, что дети, родители которых проводят с ними работу по озвучиванию, освещению событий внутреннего мира, называнию чувств, выстраиванию внутреннего диалога, эти дети вырастают гораздо более жизнестойкими (то есть гибкими, устойчивыми, способными быстро восстанавливаться ). Ознакомиться с этими данными можно в книгах Дэниела, написанных только им или в соавторстве. Список изданных на русском языке книг я привожу в конце.

Ведущие согласились с тем, что книги Дэниела — это не просто набор пунктов, которые надо или не надо выполнять в общении с детьми. Его книги — это гид по родительству, который закладывает фундамент, на котором мы можем выстраивать более конкретные родительские практики.

Дэниел обратился к теме родительского присутствия (parental presence) — состоянию восприимчивого осознавания (на этой теме строится вся его философия родительства), и сообщил, что заканчивает писать книгу, в которой будет пошаговая инструкция, как включить в свою родительскую практику это самое присутствие. (Если вам интересно узнать об этом подробнее уже сейчас, можно почитать мой конспект выступления Дэниела на другой конференции, где тема присутствия была центральной: Сила присутствия в родительстве и педагогике).

Следующий вопрос от ведущих был об одном из ключевых понятий книги «The Yes brain» — Insight/проницательность, которое позволяет переформатировать дискомфортную ситуацию.

Четыре основных понятия самого принципа «The Yes brain» складываются в название сыра — BRIE (я же говорила про любовь к акронимам, это как раз акроним) и включают:

— Balance — баланс;

— Resilience — жизнестойкость;

— Insight — проницательность,

— Empathy — эмпатия.

Эти четыре компонента дополняют друг друга. Insightэто способность к открытому восприятию всего, что возникает внутри вас — намерения, надежды, желания — все эти проявления внутренней жизни. Она помогает вам преобразовать токсичный стресс, который зачастую вызывают у нас мысли о внутренней жизни, в вызов, который мы можем использовать на пользу себе. Это своеобразный ментальный фильтр, который помогает уму преобразовать негативные аспекты жизни в позитивные.

Не нужно воспринимать родительство как нечто пассивное, мы можем развивать нашу способность по всем четырём аспектам BRIE и одновременно учить этим самым навыкам своих детей.

Родительство может восприниматься как что-то вроде управления поведением (behavior management). В этом случае всё, что усвоят дети — это то, какое поведение одобряемо в определенной ситуации. Но они могут научиться гораздо большему, они могут приобрести такие навыки как баланс, жизнестойкость, проницательность и эмпатия.

Если мы не учим детей уделять внимание их внутренней жизни, к сожалению, они впоследствии пренебрегают аспектами внутренней жизни других людей, и это сказывается на отношениях, страдает их эмоциональный и социальный интеллект.

Вопрос: как мы можем помочь детям переформатировать, переосмыслить трудные эмоции?

Важно объяснять детям, каким образом тело может реагировать на стресс — сердцебиение, пот, поверхностное дыхание, напряжение в теле и так далее. То, как человек воспринимает телесные проявления сложных эмоций влияет на то, воспринимает ли он ситуацию как разрушающий стресс или как полезный опыт, вызов для развития. Важно значение, которое ребенок или взрослый приписывает физиологическим проявлениям телесного ответа на сложную ситуацию. Они могут преобразовываться умом в историю типа «Я безнадежен, я провалю тест, о боже мой». Но можно объяснить себе, что это предупреждение тела, подготовка к тому, что должно произойти что-то важное. Эта разница в интерпретации очень важна, она совершенно меняет картину. И если вы воспринимаете приближающееся событие как вызов, испытание, вы способны мысленно подняться выше проблемы и разрешить ее в позитивном ключе, и таким образом приобрести навык, который ляжет в основу жизнестойкости.

Ведущие упоминают выступление еще одного спикера — Дженнифер Миллер, которая рассказывала про исследование людей во время публичного выступления. Они описывали свои физиологические ощущения и эмоциональное состояние. Физиологические ощущения были одинаковы у всех, но одни воспринимали это как воодушевление и возбуждение, а другие как тревогу и нервозность, и эта интерпретация сильно влияла на качество их выступления.

В качестве завершения Дэниел напомнил всем слушателям, что мы живем в удивительное время с точки зрения понимания того, что значит быть человеком. Вступая на путь родительства, мы получаем удивительную возможность вырастить себя. Мы можем усилить свой ум при помощи доступных практик, которые оказывают положительное влияние на здоровье, имунную систему, настроение. Все это может звучать заумно, но есть одно главное слово — presence/присутствие. Когда вы присутствуете в настоящем, общаясь с ребенком, это улучшает вашу привязанность, интеграцию детского мозга и жизнестойкость ребёнка.

____

Приобрести доступ к этому и другим выступлениям конференции (на английском языке) можно на сайте https://conference.happilyfamily.com/

Книги Дэниела Сигела о родительстве, изданные на русском языке:

«Воспитание с умом» https://bookmate.com/books/VaWq65Xc

«Растущий мозг» https://bookmate.com/books/SnC3fPUT

«Дисциплина без драм» https://bookmate.com/books/pJDZ6DGT

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s