В конце сентября 2018 Мишель Гейл, автор книги «Mindful parenting in a messy world» провела онлайн-конференцию под таким же названием, собрав 15 специалистов по разным аспектам осознанного родительства. Я прослушала четыре выступления и собрала свои заметки с кратким изложением каждого из них.
Сьюзан Кайзер Гринланд
Сьюзан — автор двух книг, адаптирующих практики осознанности для детей и родителей. В разговоре с Мишель они коснулись темы, как занятому родителю встраивать практики в свой день.
Напутствия Сьюзан:
• Начиная практиковать, быть добрее к себе, для начала просто вспоминать об осознанном дыхании в течение дня и поздравлять себя с тем, что вспомнили;
• Превращать рутинные действия в практику: складывать одежду, мыть посуду, не слушая в полуха телевизор, не обдумывая будущие дела или прошлые переживания, а именно проживать ощущения от этих действий (всегда есть сенсорная составляющая, что именно я сейчас чувствую);
• Завести практику «благодарственной ходьбы» — наметить какой-то участок в доме или в саду, преодолевая который в одиночестве, вы с каждым шагом тихонько проговариваете, за что вы сейчас благодарны миру. «Я счастлив, что я…».
Выделяя время для формальной практики медитации, что многим родителям кажется эгоистичным, мы на самом деле совершаем акт щедрости и доброй воли по отношению к миру и своим детям (у которых, как нам кажется, мы «забираем себя»). Потому что процесс познания себя, своего ума ведёт к лучшему взаимодействию с миром и в первую очередь — с ближайшим окружением.
Ритуалы осознанности с детьми
• Какая-то мини-практика перед едой. Например, начинать, слушая затихающий звук колокольчика или чтобы всё сидящие за столом по очереди посчитали по три цикла дыхания.
• Одеваясь с детьми также можно обращать их внимание на физические ощущения, замедлять. Надень эти носки так медленно, как только можно, чувствуя как ткань обволакивает твою ногу. Или выбери одежду какого-то цвета и скажи, что ты чувствуешь, глядя на этот цвет.
Что Сьюзан (у которой двое взрослых детей) рассказала бы себе-молодой-матери. Знания об устройстве нервной системы. Есть дуга развития стрессовой реакции. На определённом уровне стресса наш мозг восприимчив к обучению, мы бдительны, но одновременно открыты. А на пике стресса способность к адекватному восприятию новой информации и изменениям отключается, запускается реакция «бей-беги-замри». Это механизм выживания, и узнавая его в себе, и наблюдая в детях, можно более конструктивно подходить к воспитательному процессу, по возможности регулируя уровень стресса, и выбирая наиболее подходящие периоды для обучения.
Шефали Тсабари
Шефали Тсабари я впервые увидела в начале этого года на Mindfulness and meditation summit, и на фоне других спикеров она показалась мне чересчур эмоциональной и даже немного безумной.
Потом я познакомилась с её книжкой «The conscious parent», которая в русском переводе издана с названием «Дети -зеркало нашего тайного Я», что оставляет вопрос к качеству самого перевода. Но читая эту книгу, я понимала, что готова подписаться под каждым словом.
И вот я снова смотрю выступление доктора Шефали на конференции и понимаю, что её безумие заразно. Что я восхищаюсь её прямотой и смелостью с порога переходить к сути. Что её горящие глаза больше не смущают меня, а как будто растапливают и даже разжигают что-то настоящее внутри меня.
Вот некоторые мысли из разговора Мишель Гейл и доктора Шефали, которые я записала после просмотра видео:
• мы находимся во власти в корне неверной культурной модели, которая предполагает, что мы должны растить своих детей, вместо того, чтобы растить себя. На консультации ко мне приходят люди, которые говорят «да, ок, мы это понимаем, модель плохая, но ведь мы в ней живём, её все разделяют. Вы можете рассказать, как просто в неё более правильно вписаться?». Нет, это так не работает. Суть пробужденного родительства — в том, чтобы отказаться от старой модели, «развидеть» её и найти смелость жить по-другому. Открыть для себя радость присутствия в настоящем, игры и творчества.
Это может выглядеть сумасшесвием в нашем мире, нацеленном на продуктивность, но на самом деле это куда более продуктивно в долгосрочной перспективе.
• старая модель, когда мы втискиваем детей в какие-то заданные обществом рамки, привносит в жизнь очень много стресса. Нам нужно учиться выключаться из этой гонки за чужими целями и идеалами, чтобы по-настоящему видеть и слышать своих детей. Это не значит, что надо уйти в леса. Да, я вожу свою дочь на уроки балета. Разница в том, на что я обращаю при этом внимание: не на свои ожидания, а на внутреннюю связь моего ребёнка с этим занятием.
• мы можем трансформировать свою тревожность в спокойствие очень легко. Тревога приходит из мыслей о будущем, возвращение в настоящее приносит покой. Нужно только на самом деле искать этой связи с настоящим моментом, чувствовать его телом. Дети, в свою очередь, научатся этому просто глядя на вас, на то, как вы проживаете свою жизнь, на то, как вы даёте пространство быть себе и им.
• роль родителя по большей части состоит в индивидуализации. В отделении себя от ребёнка, в умении видеть и в себе, и в ребёнке уникальную личность, и в доверии к ней, к её силе, способности быть отдельной.
• ответ на вопрос, как Шефали смотрит на последние тенденции в том, как меняются взгляды на родительство, находит ли она их обнадёживающими:
Я не нахожу их обнадеживающими, потому что надежда — это что-то обращённое в будущее, а я живу и работаю в настоящем. Картина настоящего никогда не будет совершенной, но мы разбираем её кусочек за кусочком и делаем то, что в наших силах.
• ответ на вопрос ведущей, где Шефали сейчас на своём пути:
Я сейчас чувствую, что во мне назрел протест против модели, в которую надо вписываться, соответствовать. Это касается и женской, и родительской роли и ожиданий относительно внешности и тела. Я положила конец тому, чтобы «вписываться» и это освобождает очень много энергии.
—
Этот текст — не конспект выступления, а мой пересказ того, что я запомнила, пока мыла посуду. Поэтому настоятельно рекомендую обращаться к оригиналу выступления (https://conference.michellegale.com/) и читать доктора Шефали на английском или в доступном на данный момент переводе: https://goo.gl/EPEDKd
Рик Хансон
Последняя книга Рика посвящена теме жизнестойкости. Resilience — жизнестойкость — это, во-первых, способность восстанавливаться от неудач, и во-вторых, саморазвитие через пересмотр своих целей, установка на рост в каждый день своей жизни.
Мы развиваем силу через научение (learning).
Очень важно в течение дня замедляться и отмечать позитивные моменты. Человеческому уму свойственно цепляться за негатив, нужно сознательное усилие, чтобы культивировать позитивное, отмечать и праздновать хорошее.Мы «нюхаем розы, растущие вдоль дороги», отмечаем позитивное >> выращиваем внутренний ресурс >> становимся сильнее
Мы помогаем расти нашим детям. А как насчёт того, чтобы помочь расти самим себе, взрастить в себе счастье, чувство осмысленности жизни?
Суть процесса научения проста: чувствуйте в теле и полностью проживайте каждый положительный опыт. Так мы осознанным усилием повышаем выработку дофамина, который улучшает консолидацию нейронных сетей и приводит к устойчивым изменениям. Это то, что мы сегодня делаем для себя завтрашнего. Так мы влияем на то, кем становимся.
Нужно подчеркнуть, что опыт не равен научению. Важно сохранять намерение сделать свою жизнь лучше и постоянно искать возможности это намерение осуществить.
Например, можно с ребёнком перед сном говорить о прошедшем дне и попросить его вспомнить чувство (не пересказать историю, а именно воссоздать внутри физические ощущения и эмоцию), когда он чувствовал себя хорошо, был счастлив. И затем представить, как это чувство растекается по телу (можно прямо представить, что растираешь его губкой). Это нужно делать в спокойные моменты, сначала замедлившись. В идеале сделать это вечерним ритуалом, но необязательно каждый день.
Пара советов о том, как преподносить такие темы «ершистым» тинейджерам:
1. Вопрос «Кто босс твоего ума? Ты сам или другие дети, приятели, медиа?». То, куда ты направляешь своё внимание, фактически меняет твой мозг.
2. Тинейджерам, особенно мальчикам, может быть важен такой разворот. «Хочешь быть компетентным, знающим, разбирающимся и способным влиять на собственные чувства и мысли. Спроси себя: каковы мои взаимоотношения с моим состоянием, с тем, как я себя прямо сейчас чувствую. Могу я повлиять на него? Могу сделать с ним что-то полезное?».
3. Объяснять что-то ребёнку без мотивации — бесполезно. Заинтересовать можно, начав рассказывать о мозге (в самой простой форме это интригует даже дошкольника). «Твой мозг сам себя меняет в каждую секунду. Это целая вселенная, там триллионы связей и они постоянно перенастраиваются, реагируя на то, что ты делаешь и думаешь осознанно. Мозг меняется к худшему, когда мы маринуем его в негативном опыте — переживаниях или самокритике. Нужно сознательно выбирать те действия, которые через час или день приведут к лучшему, против тех, в которые мы автоматически скатываемся по привычке».
Так мы закладываем идею о саморазвитии. «Ты сам решаешь, кем хочешь вырасти. Обращай внимание на одну конкретную вещь, которую хочешь развить сегодня. Формируй намерение на день: потренироваться в том, что не очень получается (например, непринуждённо болтать за ланчем) или узнать что-то новое в области, которую хочешь развить».
Хайди Скай Келлер
Главная миссия работы доктора Хайди — облегчить родительскую тревогу по поводу детских болезней, развернуть взгляд родителя таким образом, чтобы сам факт заболевания не рассматривался как что-то плохое и неправильное, а наоборот, симптомы (в том числе высокая температура) воспринимались как признак того, что имунная система работает, организм ребёнка вырабатывает адекватный ответ на вызов и что это хорошо и правильно.
Если высокая температура у ребёнка вызовет сильную панику у родителя, ребёнок считывает это эмоциональное состояние и у него возникает ощущение, что с ним что-то идёт не так, хотя на самом деле идёт естественный процесс выздоровления.
Существует естественный цикл протекания болезни, это дуга (иногда не совсем ровная), но вынести самое пиковое состояние, крещендо, родителю бывает тяжело. Но если в этот момент не кидаться к ребёнку с жаропонижающим, имунная система выработает более правильный и своевременный ответ.
Важно понять, что я не против врачебного вмешательства и медикаментов вообще. Я против того, чтобы принимать решения в состоянии паники. В сильном стрессе нам сложнее настроиться на ребёнка и действительно понять, насколько критично его состояние. Внутренний компас родительского сердца работает гораздо лучше, когда сам родитель спокоен.
Нужно учиться самим и учить детей доверию мудрости природы.
Пример: у отца семейства отравление и он довольно шумно с ним справляется в течение ночи. Ребёнок встревожен: «Что с папой?». Мама может сказать что-то вроде «с ним всё в порядке, милый, или спать», и ребёнок останется в чувстве смутной тревоги. А можно объяснить, что папа съел что-то плохое и сейчас его организм должен избавиться от бактерии. То, что сейчас присходит — естественный процесс очищения и выздоровления и скоро папа будет как новенький». Ребёнок из этого примера после маминых слов успокоился и спросил, чем он может сейчас помочь папе, и они вместе принесли ему воды. Вместо паники пришло прнимание, а за ним — порыв к конструктивному улучшению ситуации, помощи.
Вот основные идеи, которые Хайди старается донести до родителей и детей относительно их здоровья. Она называет это Позитивной оценкой здоровья (Positive health esteem):
1. Ваше тело — умное. В него по умолчанию вложена исцеляющая мудрость. Замечайте и подчеркивайте для ребёнка все моменты, когда тело проявляет свою мудрость. Насморк и кашель — тоже способы естественного очищения.
2. Осознайте и примите эмоциональную и телесную конституцию вашего ребёнка. (Тут Мишель и Хейди похихикали над родителями, которые с удивлением обнаруживают, что их второй ребёнок совсем не похож на первого — «сюрприз!»). Важно признать это не только на уровне мысли «мы все разные», но прямо соединиться и присутвовать в каждом моменте с тем фактом, что ваш ребёнок отличается от вас и от своих сестёр и братьев.
3. Позволяйте проявляться больше, чем подавлять (expression over suppression). Давать процессу выздоровления идти естественным путём, с поддержкой необходимой и достаточной. Не подавлять естественный цикл течения болезни медикаментами, если ситуация этого не требует. Здоровье приходит из осознания себя и знания своего тела, его особенностей. Нужно знать, что именно работает для вас, какое вмешательство оптимально.
—
Сайт доктора Хайди Скай Келлер: http://drheidiskye.com