Про муми-папу в кризисе

Сегодняшняя цитата в «обнять слона» — про муми-папу в разгар его побега к хатифнаттам — получила интересный комментарий, который навёл меня на размышления.

28379388_714966615557731_8660815999821438716_n

Предыстория у побега такая: кризис среднего возраста подстегнул муми-папин давний интерес к таинственным молчаливым и вечно путешествующим существам, напоминающим в лучшем случае гольфы с бахромой. И вот он уплыл с ними на лодке в море, где постепенно перенял их индифферентный образ мыслей. Из этого места я как раз выпилила цитату, за что получила в очень вежливой форме просьбу не сыпать соль на раны матерям в декрете. Я решила, что все дело в том, что
я оставила общественность в неведении относительно того, что в конце истории Муми-папа опомнился и вернулся в жизнь и в семью.

Но дело было не в этом, а в том, что речь шла именно о _папином_ побеге. Мама по определению не может себе позволить всё бросить и уплыть в лодке. Единственная форма эскапизма, которую могла себе позволить Муми-мама (в другой истории, когда папа затащил всю семью на остров с маяком и они там все охреневали) — это рисование на стене своей любимой веранды в Муми-дален с последующим уходом в реальность картины.

Такая вот печальная правда.

Но вообще-то я рассматривала эту историю в другой плоскости — как описание духовного пути Муми-папы. Глядите: вот он в кризисе, устал от обыденности, вот он сбежал и плывет на лодке в романтическом ореоле, вот он все сильнее удаляется от мирской суеты и обретает покой (из этого места как раз выдернута цитата), и вот он теряет себя в этом не до конца понятном, но и не требующем понимания хатифнаттском образе жизни, и тут происходит кульминация — он понимает, что загадочность хатифнаттов скрывает не мудрость и глубину, а одержимость банальными и чуждыми для муми-троллей вещами, и вот он плывет обратно, прозрев и ужасаясь сам себе: «Неужели я никогда бы не смог ни развеселиться, ни загрустить, — думал папа, в то время как лодка неслась по волнам. — Никогда бы никому не сказал доброго слова, ни на кого бы не рассердился и не простил. Не спал бы и не чувствовал холода, никогда бы не ошибался, не страдал бы желудком и не выздоравливал бы, не отмечал бы день рождения, не пил бы пива, никогда не испытывал бы угрызений совести… Ничего бы этого не было. Какой ужас!».

Мне кажется, эта история — неплохая иллюстрация «духовного избегания», попытки уйти от своих психологических проблем при помощи растворяющих эго духовных практик. И возвращение нашего героя в семью и его прозрение, что лишь дома «он сможет почувствовать себя таким независимым и отважным, каким и должен быть настоящий папа муми-тролль» — наука всем желающим достичь просветления в обход налаживания отношений с собой и близкими.

Однако это общая сюжетная линия не отменяет моего интереса и любви к той цитате, которую я не слишком благоразумно запустила в блог. По моему мнению, то переживание душевного покоя и полного удовлетворения всем происходящим, которое Муми-папа обрёл на первой стадии своего духовного путешествия, доступно любому из нас во время медитации. Хотя бы десять минут в день ничего не говорить, не объяснять и не требовать (в том числе и от себя) — вот это оно самое и есть. Только важно воспринимать это не как побег от реальности, а как способ более плотно и качественно к ней подключиться. И тогда эти минуты станут инвестицией в более гармоничную жизнь «в миру».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s