Дэниел Сигел: Сила присутствия в родительстве и педагогике

Дэниел Сигел — доктор медицинских наук, детский психиатр. Преподаватель, обладатель многочисленных профессиональных наград. Директор образовательного центра Mindsight Institute. Автор более десяти популярных книг о воспитании детей и работе мозга.

Конспект выступления Дэниела на Mindfulness & meditation summit 2018:

» сначала я объясню, что объединяет эти разные области: присутствие в настоящем, родительство и обучение. Они пересекаются в словосочетании «развивающийся ум».

Развивающийся — значит «становящийся более сильным, мощным и зрелым». Ум — на самом деле не имеет точного научного определения. Нас интересует, как именно он развивается и растёт.

Мы поговорим о том, как опыт, который называется присутствие (presence) — состояние осознанности, открытости и восприимчивости к происходящему, без влияния нисходящих умственных процессов, связанных с оценкой и неосознаваемыми установками — оказывает позитивное влияние на человека как на физиологическом уровне, так и в плане взаимоотношений и общего благополучия.

» сейчас я представлю вам своего рода палитру сфер знания, откуда я беру информацию:

1. Область межличностного: это огромное количество исследований по биологии, антропологии, психологии и нейронауке.

2. Область детско-родительских отношений (Сигел начинал как специалист по привязанности): смотрим, какой вклад в развитие вносит эмоциональная составляющая, как она влияет на тело и формирует мозг как часть тела.

3. Идеи практического применения психологии привязанности: как осознанность взрослого, его умение найти смысл в собственной жизни и качество его присутствия в настоящем, напрямую связаны с формированием психологической гибкости, устойчивости в характере ребёнка.

Подробный анализ того, как состояние восприимчивого осознавания влияет на формирование гибкости у ребёнка, вы можете найти в книге «Растущий мозг» (The developing mind).

» влияниe качества родительского присутствия в настоящем на характер привязанности, акроним PART:

1) родитель присутствует в настоящем моменте со своим ребёнком — Present,

2) родитель настроен на то, что происходит во внутреннем мире ребёнка- Attune,

3) его состояние резонирует с состоянием ребёнка — Resonate,

4) ребёнок чувствует себя в безопасности, формируется доверие и устойчивая безопасная привязанность — Trust.

Безопасная привязанность способствует соединению различных частей мозга — интеграции, которая является основой для психологической гибкости и устойчивости.

Травма небезопасной привязанности оказывает негативное влияние на мозолистое тело, префронтальную кору, гиппокамп и весь коннектом (коннектом — карта, отражающая все нейронные связи, см. фото). Практики осознанности воздействуют на те же области и способность к интеграции различных частей мозга в позитивном ключе, увеличивает количество связей в коннектоме.

28279581_10155464308628590_9099662879724295542_n

Безопасная привязанность, рождающаяся вследствие родительского присутствия в настоящем и сонастройки с ребёнком создаёт предпосылки для развития интеграции в мозге ребёнка.

» три основы эффективности созерцательных практик:

1. Развивают способность к сосредоточению, фокусированию внимания. Для этого могут использоваться разные техники, как и в тренажёрном зале вы можете сходить в качалку, на пилатес или аэробику, но залог успеха — продолжать тренировки.

2. Открытое безусильное осознавание. Вы сидите и даёте проявиться всему, что появляется в этом моменте.

3. Интегрированное сознание. Практики создают основу для интеграции всех областей мозга и тем самым развивают способность к присутствию в настоящем моменте, что создаёт совершенно другой опыт взаимоотношений.

Например, это обеспечивает четыре основные потребности ребёнка («4У»):

— быть увиденным (не только глазами, но более глубоко и эмпатически)

— быть укрытым от опасности, защищённым (не пугать, не причинять вред, оберегать)

— быть утешенным (родитель может помочь совладать со сложными эмоциями)

— быть уверенным (помочь развить внутреннее чувство благополучия).

Успех взаимодействия с ребёнком родителя или учителя по этим направлениям во многом определяется их способностью внимательно наблюдать это взаимодействие из пространства внутреннего осознавания, которое раскрывается благодаря созерцательным практикам.

» Также есть данные о влиянии практик осознанности на иммунную систему, уменьшение воспалительных процессов.

Таким образом, умение присутствовать в настоящем моменте — это залог общего благополучия и мы можем использовать наше сознание, чтобы менять своё состояние здоровья и структуру мозга.

»каким образом мы можем тренировать качество присутствия в моменте? Единичное состояние становится устойчивой чертой только с практикой. И это очень многообещающе. Мы можем использовать наше сфокусированное внимание, открытое осознавание и доброе намерение, чтобы генерировать позитивное состояние интеграции.

» Как научить детей созерцательным практикам? В большей степени важно, развивают ли сами родители качество своего присутствия в настоящем моменте. Далай Лама говорит, что они не учат детей медитации. В нашей культуре такое количество отвлекающих факторов, что «перекрыть» их влияние на детей может только сильный навык присутствия в настоящем родителя.

» сознание, которое я определяю как процесс, регулирующий поток энергии и информации, включает 4 фазы:

1) субъективный опыт

2) самосознание

3) переработка информации

4)самоорганизация

Так что для того, чтобы максимально наполнить первую фазу, мы можем использовать любые упражнения, чтобы не терять чувство присутствия в настоящем. Сам Дэниел любит практиковать осознанное мытьё посуды — просто моет тарелку за тарелкой, чему очень рада его жена.

» у нашего ума есть две функции: конструирование (эта функция развивается в нашей культуре) и функция проводника информации (это то, что развивают созерцательные практики).

Детям нужно давать скучать, почувствовать грязь на своих руках, быть в потоке чувсвенного восприятия.

» как ум не равен мозгу, заключённому в череп, так и человек не ограничен только телом. Наша способность к познанию — шире и встроена, согласно теории информации, в ноосферу. Это не только интеллектуальный вопрос. Энергия и информация не ограничены черепом и кожей, это система разума.

Созерцательные практики открывают нам бессмысленность гонки за достижениями, в которую нас повергает наша культура: обладание вещами или статусом не приносит счастья. Осознав это, мы не теряем себя, а увеличиваем осознание себя. Это очень освобождающее чувство.

Дэниел использует термин MWE, который складывается из ME(я) + WE(мы) для обозначения этого нового типа само-осознавания. Также он предлагает заменить термин self-compassion (само-сострадание, сопререживание себе) на inner-compassion (внутреннее сострадание, сопереживание себе как необрсобленной части mwe). Слова встраивают идеи в ткань чувственной реальности, поэтому важно что и как мы называем.

» как единичное состояние, достигнутое в практике, становится устойчивой чертой? Тут не так важна продолжительность практики, сколько ее регулярность. Исключение составляют интенсивные медитативные ретриты, об особенной эффективности которых пишут Дэвидсон и Гоулман в своей книге «Устрйчивые черты характера».

» итак, если мы практикуем, развивая 1) фокус внимания 2) открытое безусильное осознавание 3) тренируя сострадание, это работает благодаря нейропластичности

Нейропластичность возможна благодаря ускорению проводимостей нейронных цепочек (миелинизация аксонов), нейрогенез, усиление синапсов. Всё это создаёт более интегрированное состояние сознания.

» ключевое понятие в практике — присутствие в настоящем, в том числе со-присутствие со своей собственной историей, нарративом. Мы получаем способность отслеживать свой внутренний монолог, осознавать процесс создания истории.

» Как работать с родительским чувством вины? Во-первых, переформулировать: это не моя вина, что у меня сорвало крышу, но моя ответственность, так что от этих срывов надо восстанавливаться. Включаем «внутренне сострадание», смотрим на свою детскую историю (знаем свои триггеры, на чем нас обычно «разрывает») и готовим свой ум. Позвольте науке не пугать вас, но информировать, подготавливать. Помним, что не бывает идеальных родителей, всем сложно. Полезно знать, что состояние присутствия в настоящем — это то, что мы можем тренировать и культивировать, и это лучший подарок всему миру.

Сайт Дэниела Сигела http://drdansiegel.com/

Книги, изданные на русском языке:

«Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию» https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/vnimatelnyj-mozg/

«Майндсайт. Новая наука личной трансформации» https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/vzglyad_v_sebya/

«Воспитание с умом» https://bookmate.com/books/VaWq65Xc

«Растущий мозг» https://bookmate.com/books/SnC3fPUT

«Дисциплина без драм» https://bookmate.com/books/pJDZ6DGT

Записи всех выступлений Mindfulness & meditation summit можно приобрести на сайте Sounds True, язык выступлений — английский https://goo.gl/iqHXap

Ссылка на этот текст в Telegraph: http://telegra.ph/Dehniel-Sigel-Sila-prisutstviya-v-roditel…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s