Про идеи, обретающие глубину, в которой тонешь

Цитаты, которые я выписывала из книг 15 лет назад актуальны для меня и сейчас, но я интерпретирую их уже по-другому. Как будто я тогда вырезала из книжки картинку, а сейчас обнаружила, что она из плоскости раскрывается в глубину и обретает объём, как хитрое оригами, где каждая грань отражает какую-то часть моего опыта.

Вот, например, выдержки из «Восстания масс» Хосе Ортега-и-Гассета. Я вообще удивляюсь, для чего я его читала-то? Кажется, для курсовой про публичные пространства, но каким местом он был там нужен, не понимаю. Но мне ужасно тогда понравился упаднический пафос фразы «жить — значит чувствовать себя потерянным».
А теперь перечитываю и вижу другое.

«Единственные подлинные идеи – идеи тонущего. Все остальное – риторика, поза, низменный фарс. Кто и впрямь не чувствует себя потерянным, тот теряет себя окончательно, то есть никогда себя не найдет, никогда не придет к действительности.»

Для меня сейчас это про признание непостоянства мира, эфемерности любых концепций, такое состояние потери ориентиров, из которого в итоге можно вопреки законам физики найти опору и пойти своим путём (по воде, ага).

И тут же тянет зарифмовать с этим Алана Уотса:

«Суть раскрывается лишь тогда, когда приходит ясное понимание, что все намеренные акты — желания, идеалы, расчеты — бесполезны. Во всей вселенной — как вовне, так и изнутри — нет ничего, чем можно бы было овладеть, и нет никого, кто мог бы чем-нибудь овладеть. Это открывается при ясном осознании всего того, что, как казалось когда-то, дает ответ на вопросы или обеспечивает надежную реальность, — интуитивной мудрости, называемой праджня, мудрости, которая видит относительный характер вещей. «Глаз праджни» видит человеческую ситуацию такой как она есть: утоление жажды — соленой водой, погоня за целями, порождающими новую погоню, привязанность к объектам, которые мгновенный бег времени превращает в призраки, в туман. А тот, кто жаждет, преследует,видит и знает внутреннюю цель, обладает существованием только в отношении к эфемерным объектам своего стремления. Он видит, что его попытка схватывания и удержания мира — это петля, накинутая на его собственную шею, петля, лишающая его той самой жизни, которой он так жаждет. И нет выхода, нет способа позволить всему просто быть, способа, которым можно было бы овладеть через усилие, волевой акт…»

Это была рубрика #философскоээээ… В самый раз для конца праздников, как по мне.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s