Из доклада «Навыки будущего: Что нужно знать и уметь в новом сложном мире»

«В современной психологии и педагогике наблюдается тренд к переходу от восприятия детства как периода становления, подготовки к «реальной взрослой жизни» к восприятию этого периода жизни как самоценного, обладающего значимостью «здесь и сейчас».

Дети растут в быстро меняющемся мире, который не всегда понятен самим взрослым. Все сложнее говорить об отдельном периоде «подготовки ко взрослой жизни», так как в большинстве сфер жизни потребуется постоянно учиться и переучиваться. Новое поколение оказывается в выигрышном положении, так как для них многие технологии — привычная часть мира, в котором они родились. Это позволяет им влиять на рынок через формирование спроса или даже стать сотворцами цифрового мира (программисты, видеоблогеры, геймеры и пр) ещё до того, как они закончат школу. Происходит размытие границ детства: предыдущие паттерны уже не подходят для описания этого периода, а новые пока еще не сформировались.


Процесс игрофикации уже давно вышел за пределы индустрии развлечений и сейчас затрагивает все сферы жизни — от образования и отношений, до построения карьеры и общества. Игры, в отличии от большинства других форм трансляции культуры, обладают важной характеристикой, отражающей одну из ключевых ценностей сетевого общества: они интерактивны, они подразумевают активное участие потребителя, они приглашают к сотворчеству.


В новом сложном мире:
» не будет профессий, навыки для которых получают в юном возрасте и в дальнейшем не переучиваются;
» не будет простой работы, предполагающей выполнение рутинных операций на конвейере; » не будет линейной иерархии, где у подчиненного нет возможности принятия решения, а вся ответственность лежит на начальстве;
» не будет рутинной работы за компьютером, когда понятно что, откуда и куда надо скопировать;
» не будет четких границ между личным и рабочим временем;
» будет много новых профессий, для которых ещё нет названия и которые будут постоянно меняться;
» будет работа, требующая настройки и обучения сложных систем;
» будут горизонтальные команды, работающие над общей целью;
» будут рабочие места в виртуальной реальности, а дополненная реальность станет привычным явлением;
» будет возможность и даже необходимость совмещать творческую и профессиональную реализацию.

При распространении автономных роботов большинство психомоторных задач, не затрагивающих другие области, будут выполняться вовсе без участия человека.Однако психомоторные задачи зачастую предполагают участие и других областей.

Многие задачи в сфере сервиса имеют не только физическую, но и эмоциональную, и когнитивную составляющую. Например, хороший массажист не находится под угрозой вытеснения из профессии роботом, потому что люди обращаются не только за физическим воздействием, но и за психологическим контактом.

В аффективной области прогресс технологий пока минимален. Именно в ней будет сосредоточена значимая часть задач, которые будет выполнять человек на рабочем месте. Во все более автоматизированном и цифровизированном мире будет расти запрос на человеческий контакт: необходимо, чтобы услуга или продукт сопровождались вниманием к чувствам, эмоциям, личности.

Все больше работы будет связано со способностью придумывать новые решения или выносить собственные суждения, не опираясь на заранее заданные параметры. Причем это касается как чисто когнитивных задач, так и смешанных задач, где психомоторные функции дополняются когнитивными и эмоциональными.

Но самое важное — что у людей, уволенных с рабочих мест, которые ориентированы на выполнение рутинных задач, нет главного для «новой реальности» навыка — адаптивности, антихрупкости. Система образования, родители и общество готовили их к выполнению привычной работы и продвижению по линейной карьере, но внезапно они оказываются в ситуации, когда требуются не просто новые навыки, а буквально новое отношение к жизни.

В новом сложном мире не будет линейных профессий — то есть, таких специализаций, которым мы учимся в юности, после чего просто выполняем однообразный труд в течение всей жизни, медленно продвигаясь по карьерной лестнице к высшей позиции у конвейера. При ускоряющихся темпах технологических и социальных изменений человеку несколько раз за жизнь придется переучиваться и переходить в новые сферы деятельности.

25289646_670222213365505_6811506280706584262_n

В связи с этим все больше внимания уделяется способности к адаптации. Но если человек будет лишь адаптироваться к постоянно изменяющемуся рынку труда, он окажется в ситуации вечного стресса.
Чтобы совладать с возрастающей сложностью мира, у человека должно быть собственное представление о смысле своей деятельности. тогда работа становится лишь проявлением этого смысла. Мы должны не учить школьников и переучивать взрослых «профессиям будущего» (заметим, постоянно меняющимся), а помогать им найти свое призвание и научать самореализации.

Новая модель: экзистенциальные навыки и метанавыки.
Наша способность преуспевать в различных контекстах зависит не только от мягких и жест-ких навыков, но и в первую очередь от фундаментальных аспектов человеческой личности, которые определяют, как человек живет и действует. Свойства, о которых идет речь, обычно считаются врожденными или формируемыми в очень раннем возрасте; однако достижения современной психотерапии и практик, связанных с развитием человеческого потенциала, указывают на то, что некоторые даже фундаментальные свойства (например, установка на развитие (growth mindset) или оптимизм) могут быть приобретены или изменены в любом возрасте.

Для организации обучения с учётом изменений, происходящих
в XXI веке, мы предлагаем использовать четырехслойную модель навыков, которая будет включать в себя следующие уровни:

(1) контекстные/узкоспециальные навыки (включающие в себя жесткие навыки, но не ограничивающиеся ими) — это навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Это могут быть профессиональные навыки (программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки (например, видеоблогинг);

(2) кроссконтекстные навыки — навыки, которые могут быть применимы в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;

(3) метанавыки — это прежде всего различные режимы управления объектами в нашем разу- ме или в физическом мире, близкие к тому, что Говард Гарднер называл «множественными ин- теллектами» или «модальностями интеллекта», от логико-математического до телесно-кинесте- тического и межличностного;

(4) наконец, на самом глубинном уровне находятся «экзистенциальные навыки», которые могут быть универсально применимы на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность, метапознание), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Эти слои компетенций также отражают разные жизненные циклы человека. Контекстные навыки (включая жесткие навыки в профессиональных контекстах) могут быть приобретены в рамках коротких обучающих циклов, но они также могут быстро устаревать из-за изменения контекста. Кроссконтекстные навыки имеют более долгий жизненный цикл (годы или даже десятилетия), но требуют и более длительного периода освоения. Метанавыки, а в особенности экзистенциальные на выки, имеют самый длинный жизненный цикл, они обычно приобретаются на ранних стадиях человеческой жизни и затем редко подвер- гаются изменениям. Однако те, кто способен перестраивать свои экзистенциальные навыки целенаправленно, также изменяют и широкий набор аспектов своей жизни. Именно поэтому психотерапия и духовные практики часто имеют трансформирующий эффект даже в очень зрелом возрасте.»

25354088_670222230032170_3677886092127358149_n

25398967_670222253365501_305578465982573218_n

Из доклада «Навыки будущего: Что нужно знать и уметь в новом сложном мире»
http://futuref.org/futureskills_ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s